Пожидаева Марина Александровна
![]() |
Пожидаева Марина Александровна Учитель истории, обществознания, финансовой грамотности МОУ «Средняя школа № 39»
Лауреат регионального этапа Всероссийского конкурса «Воспитать человека», 2021 год |
|
|
- Что привело вас в профессию?
Мой путь в профессию учитель – длиной более двадцати лет. Считаю, что я – учитель по рождению, и это мое призвание. Пытаясь проанализировать свой путь в эту профессию, поняла, что все мои действия приближали и вели меня к ней. Ещё в детские годы представляла себя учителем. Мне очень нравилось писать мелом, проверять тетради, ставить оценки в воображаемый дневник. В школьные годы всегда была старостой, хорошим организатором, могла убедить одноклассников поучаствовать в различных мероприятиях. Потом пришло понимание, что быть учителем – это большая работа над своими сомнениями, это бесконечное самовоспитание, это огромное желание быть интересной своим ученикам. Можно быть начитанным и умным и не иметь уважения своих учеников. Любовь и уважение учеников – это тяжелый ежедневный труд учителя. -
Ваше педагогическое кредо.
«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, – он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он - совершенный учитель» (Л.Н. Толстой). -
Кого вы считаете своим главным наставником?
Конечно, ступая по этому нелегкому пути, никто не застрахован от ошибок и переживаний. Очень хорошо, когда рядом есть человек, на которого можно ориентироваться и брать пример. Мне очень повезло, у меня был такой образец для подражания. Это школьный учитель русского языка и литературы, Дмитриева Людмила Михайловна. Ещё будучи школьницей, я внимательно наблюдала как она проводила уроки, как взаимодействовала с нами, учениками. Она была очень строгим, но одновременно справедливым учителем. Благодаря таким людям хочется развиваться и работать, учиться чему - то новому и дарить эти знания детям. Очень чуткое и доброжелательное отношение, большое терпение и такт этого человека вызывали восхищение. Она была особенный человек, «Учитель» с большой буквы. -
Что Вас больше всего восхищает в ваших учениках?
Ценю в учениках доброжелательность, порядочность, интерес к знаниям, умение учиться и трудиться. Человеческие качества, такие как: умение дружить, прощать, любить – не только в среде одноклассников, но и по отношению к взрослым людям. -
Что самое трудное в профессии педагога?
Самое сложное – это постоянная работа над собой и улучшение своих профессиональных навыков. Ещё одна сложность – это толерантное отношение к детям, когда нужно выдерживать систему, чтобы не было срывов, выдержка. В каждом педагоге должны жить любовь и уважение к детям, без них – никуда. Задача учителя – делать все возможное, чтобы ребенок учился. -
Какой он – хороший педагог?
Древняя мудрость гласит: «Учитель – это тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и совершить вместе с ним восхождение». По моему мнению, чтобы учить и воспитывать детей, нужно стараться их понимать, уважать и любить. Я думаю, что учитель – самая творческая профессия на земле, она позволяет реализовать себя и желание быть педагогом, психологом, интеллектуальной личностью, а значит самая яркая, нужная и востребованная профессия в мире. -
Какой самый смешной вопрос задавал вам ученик, или смешной случай, произошедший в вашей практике?
Уроки, проведённые с ребятами, – это большая ответственность не только перед ними, но и перед собой. Это переживания от того, что кто – то не сделал домашнее задание, кто – то не хочет учиться. Поэтому каждый урок уникален. Учитель постоянно находится в творческом поиске новых форм и приемов, отдает ученикам не только знания по предмету, но и учит светлому и доброму, учит общаться и дружить, делиться знаниями и опытом. Нужно постараться привить детям любовь к своему предмету. Я считаю, что это один из главных принципов в моей работе. Если после уроков у учеников появится интерес к учебе, желание узнавать, что – то новое для себя, появится стремление к самосовершенствованию, значит, мой труд не напрасен! -
Что Вам больше всего нравится в современном образовании?
Мне одновременно нравится и не нравится в современном образовании то, что все постоянно меняется. Законы, нормативные акты, процессы, технологии, стандарты корректируются очень быстро. Такое ощущение, что мы живет всегда в эпоху перемен. Но, с другой стороны, в таких условиях мы совершенствуемся, мы быстрее реагируем на внешние воздействия, создавая более эффективные образовательные продукты и предоставляя более качественные образовательные услуги. -
Что Вам хотелось бы изменить?
Отвечая на вопрос «Что, я могу изменить?», можно сказать: «Конечно, начинать буду с себя». Уже по-другому начну строить диалоги с учениками, буду помогать ребятам учиться самостоятельно, принимать решения, учить их верить в себя, ведь каждый из них – одарённый ребенок, нужно только разглядеть этот дар. Главное – повысить их мотивацию, чтобы каждый понимал, для чего он учится, какого результата он сможет достичь. И еще я считаю, важно научить правильно, работать в группах, т.к. эта форма работы развивает навыки мышления, речь, умение слышать и слушать. «Мотивация» и «Работа в группах» – это те направления в обучении, которые помогут и развитии критического мышления, и в оценивании. Основа системы образования – это учителя. Если мы изменим подход к обучению, измениться и система. Конечно, я рассчитываю на помощь и поддержку коллег, которых я буду стараться увлечь новыми подходами в обучении. Я уверена, поддержка и понимание будет. Есть у нас в школе талантливые педагоги, которые критически относятся к своей работе и понимают, что традиционные формы и методы преподавания уже не актуальны, они не отвечают и запросам современного общества, наши выпускники, если и знают, но не могут применить – вот главная наша проблема. Я уверена, что у меня получится, и я обязательно применю свои знания на практике, потому что все, о чем мы говорили на занятиях – правильно и направлено конкретно на ученика, которого нужно понимать, слышать, учить мыслить критически, а не предлагать ему готовые решения. И нужно учить по-другому – наблюдая, думая, рефлектируя, а изменения в системе образования страны нужно начинать на местах, в школах, в себе. -
Какой самый важный совет Вы могли бы дать педагогам/ученикам/воспитанникам?
Главный совет ученику: быть добрым, поскольку доброта — единственное, что возвращается. «Я не верю в добро, я верю в доброту» — из книги «Жизнь и судьба» Василия Гроссмана. Пусть это будет малое добро. Просто покормить птичек, и уже, кажется, день не зря прошел.
Советы педагогам – найти себя, свой образ. Учитель индивидуален, иначе не может быть и речи о творчестве. Бери на вооружение то, что кажется твоим, что тебе соответствует. Не замыкайся в своем учительстве. Если учитель — только учитель, это скучно. Играй на гитаре, пой, пиши стихи, играй в волейбол, ходи в горы, собирай марки, бывай в театре и на выставках. Расширяй круг друзей и знакомых. Общайся с самыми разнообразными людьми. Люби жизнь в разных ее проявлениях. Ты должен быть интересен детям, но это не получится, если ты будешь сосредоточен только на самом себе. Кроме обязательной программы, у тебя, как у мастера-фигуриста, должна быть великолепная произвольная программа. Будь честным и правдивым. Дети очень высоко ценят честность.