Положение об Общественном совете по развитию МСО
Приложение № 1 к приказу департамента образования мэрии города Ярославля от 03.04.2024 № 01-05/352
1. Общие положения
1.1. Общественный совет по развитию муниципальной системы образования города Ярославля (далее – Общественный совет) – это коллегиальный орган общественного участия в управлении муниципальной системой образования на территории города. Общественный совет образуется при департаменте образования мэрии города Ярославля (далее – департамент) и является совещательно-консультативным органом.
1.2. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и способствует реализации принципов информационной открытости системы образования, учета общественного мнения и государственно-общественного характера управления образованием.
1.3. Настоящее положение определяет компетенцию, порядок формирования и порядок деятельности Общественного совета.
1.4. Общественный совет руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законодательством и решениями органов власти Ярославской области, Уставом города Ярославля, нормативными документами органов местного самоуправления города Ярославля, настоящим положением.
1.5. Общественный совет является формой непосредственного участия местного сообщества в реализации органами местного самоуправления полномочий в сфере образования, средством согласования между органами местного самоуправления и местным сообществом наиболее важных управленческих решений по вопросам развития образования на территории города Ярославля
1.6. Деятельность Общественного совета основывается на принципах коллегиальности принятия решений, гласности.
1.7. Настоящее положение, а так же изменения и дополнения в него утверждаются приказом директора департамента.
2. Цель деятельности Общественного совета
2.1. Целью создания и деятельности Общественного совета является обеспечение общественного участия в развитии муниципальной системы образования, рост влияния местного сообщества на доступность качественного общего, дошкольного и дополнительного образования детей в городе Ярославле, повышение эффективности муниципальной системы образования, её открытости для общественности.
3. Основные направления деятельности и полномочия Общественного совета
3.1. Основными направлениями деятельности Общественного совета являются:
- подготовка предложений по формированию приоритетных направлений стратегии развития муниципальной системы образования, участие в разработке муниципальной концепции и целевой программы развития образования;
- содействие в организации предоставления общедоступного и бесплатного качественного общего, дошкольного и дополнительного образования детям на территории города Ярославля;
- осуществление общественного контроля качества образования и деятельности муниципальных образовательных учреждений в формах общественного наблюдения, общественной экспертизы;
- внесение предложений по участию в реализации федеральных, межрегиональных и международных программ и проектов, направленных на развитие муниципальной системы образования;
- содействие открытости и публичности в деятельности муниципальных образовательных учреждений на территории города Ярославля;
- участие в процессах, связанных с оптимизацией сети муниципальных образовательных учреждений города Ярославля;
- содействие в привлечении муниципальными образовательными учреждениями средств из внебюджетных источников.
3.2. К основным полномочиям Общественного совета относятся:
- участие в разработке программы развития муниципальной системы образования и оценке ее реализации;
- привлечение граждан и общественных объединений, институтов гражданского общества к реализации государственной политики в образовании;
- рассмотрение инициативы граждан и общественных объединений в области образования;
- внесение предложений по повышению эффективности муниципальной системы образования;
- содействие организации общественного наблюдения и общественной экспертизы деятельности муниципальных образовательных учреждений.
3.3. Для выполнения полномочий Общественный совет вправе:
- самостоятельно проводить заседания и иные мероприятия по общественно важным вопросам;
- приглашать руководителей органов местного самоуправления города Ярославля на заседания и иные мероприятия, проводимые Общественным советом;
- направлять запросы в органы государственной власти и органы местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию Общественного совета;
- направлять лиц, входящих в состав Общественного совета, для участия в мероприятиях, проводимых общественными и иными некоммерческими организациями;
- запрашивать и получать информацию о деятельности, необходимую для осуществления деятельности Общественного совета;
- вносить в департамент предложения по совершенствованию его деятельности;
- образовывать комиссии и рабочие группы по вопросам, отнесенным к сфере деятельности департамента;
- входить в состав комиссий и рабочих групп, образованных при департаменте;
- принимать участие в мероприятиях, организованных департаментом.
4. Состав, структура и порядок формирования Общественного совета
4.1. Состав Общественного совета формируется на конкурсной основе в количестве не более 15 человек из кандидатур, предложенных департаментом, структурными подразделениями мэрии, муниципалитета города, руководителями муниципальных образовательных учреждений города, общественных объединений, некоммерческих организаций, а также граждан, заявившихся путем самовыдвижения.
4.2. В состав Общественного совета могут входить:
- представители департамента;
- представители органов местного самоуправления;
- депутаты муниципалитета города Ярославля;
- представители управляющих советов и других коллегиальных органов управления муниципальных образовательных учреждений города Ярославля;
- представители общественных объединений и некоммерческих организаций, действующих на территории города Ярославля;
- граждане, чья профессиональная и (или) общественная деятельность, знания, опыт и возможности могут позитивным образом содействовать функционированию и развитию муниципальной системы образования;
4.3. Департамент размещает на своем официальном сайте в информационной телекоммуникационной сети Интернет (далее – сайт) объявление о начале процедуры формирования Общественного совета в срок не позднее, чем за два месяца до истечения полномочий членов Общественного совета.
В течение 30 календарных дней со дня опубликования на официальном сайте объявления о формировании Общественного совета кандидаты (заявители) направляют в департамент заявку о включении в состав Общественного совета по форме, установленной департаментом (далее – заявка) (Приложение 1).
Заявка может быть представлена лично в департамент по адресу: г. Ярославль, Волжская Набережная, д. 27 или на электронный адрес департамента edudep@city-yar.ru.
В заявке в обязательном порядке указываются:
- фамилия, имя, отчество, дата рождения, заявителя;
- контактные данные: телефон, электронная почта, адрес места жительства;
- сведения об имеющемся образовании и дополнительном образовании;
- сведения о профессиональной деятельности заявителя;
- краткая информация о деятельности общественной и иной некоммерческой организации, от которой выдвигается заявитель в члены Общественного совета, за период ее деятельности, либо в случае если гражданин, подавший заявку в порядке самовыдвижения, является членом общественной и иной некоммерческой организации;
- краткая информация об основных профессиональных достижениях за последние три года;
- опыт участия в деятельности общественной организации;
- значимые проекты, разработанные или реализованные с участием кандидата, с помощью которых удалось решить общественные проблемы;
- дополнительная информация;
- письменное согласие заявителя на обработку его персональных данных (Приложение 2).
В течение 14 календарных дней с момента окончания приема заявлений конкурсная комиссия по отбору кандидатов в Общественный совет (далее – конкурсная комиссия) проводит анализ полученных заявок. Состав конкурсной комиссии определяется директором департамента. В состав конкурсной комиссии включаются председатель предыдущего состава Общественного совета (в случае если формируется новый состав действующего Общественного совета), не менее 2 представителей от департамента. Конкурсная комиссия вправе запрашивать дополнительную информацию, а также принимать во внимание информацию, находящуюся в открытом доступе, проводить собеседования с кандидатами.
При формировании нового состава действующего Общественного совета его состав должен быть обновлен не менее чем на одну треть.
4.4. Состав Общественного совета утверждается приказом директора департамента.
4.5. В случае досрочного прекращения полномочий лица, входящего в состав Общественного совета, кандидат в состав Общественного совета отбирается в соответствии с настоящим Положением.
4.6. Полномочия члена Общественного совета прекращаются в случае:
- подачи заявления о выходе из состава Общественного совета;
- вступления в законную силу вынесенного в отношении него обвинительного приговора суда;
- неявки более трех раз подряд на заседания Общественного совета.
4.7. Срок полномочий Общественного совета – 3 года.
4.8. Члены Общественного совета работают на добровольной, безвозмездной основе.
4.9. Работой Общественного совета руководит председатель, а в его отсутствие – заместитель председателя. Председатель и его заместитель избираются из числа членов Общественного совета.
4.10. Председатель Общественного совета:
- организует работу по рассмотрению и подготовке решений по вопросам, относящимся к полномочиям Общественного совета и включенных в план работы Общественного совета и повестку дня заседаний Общественного совета;
- организует подготовку обобщенной информации по вопросам, относящимся к направлениям деятельности Общественного совета, для предоставления её директору департамента, заинтересованным в развитии образования организациям и ведомствам, в СМИ для публичного освещения решений и деятельности Общественного совета;
- ведет заседания Общественного совета.
4.11. Члены Общественного совета избирают из своего состава секретаря, который, по согласованию с председателем:
- формирует повестку дня заседания Общественного совета;
- за неделю до дня заседания оповещает членов Общественного совета и приглашенных лиц о повестке заседания;
- организует подготовку рабочих материалов к заседаниям Общественного совета;
- оформляет протокол заседания Общественного совета;
- ведет документооборот Общественного совета.
4.12. Для организации работы Общественного совета, подготовки вопросов к рассмотрению на его заседаниях и решений могут создаваться комиссии и рабочие группы Общественного совета.
5. Права и ответственность Общественного совета и его членов
5.1. Общественный Совет имеет право:
- рассматривать на своих заседаниях вопросы в соответствии с поставленными целями по направлениям своей деятельности;
- приглашать на заседания Общественного совета работников департамента, муниципальных образовательных учреждений для получения разъяснений, консультаций и заслушивания отчетов по вопросам, входящим в компетенцию Общественного совета;
- запрашивать и получать у руководителей департамента и муниципальных образовательных учреждений информацию, необходимую для осуществления функций Общественного совета, в т.ч. в порядке контроля реализации решений Общественного совета;
- принимать участие в муниципальных образовательных конференциях, совещаниях и др. мероприятиях;
- информировать СМИ о деятельности Общественного совета.
5.2. Председатель Общественного совета имеет право:
- действовать от имени Общественного совета в пределах полномочий, имеющихся у этого органа;
- представлять Общественный совет в отношениях с органами власти и местного самоуправления, с юридическими и физическими лицами;
- получать информацию о состоянии и результатах деятельности муниципальной системы образования от руководителей департамента, муниципальных образовательных учреждений;
- информировать органы местного самоуправления о фактах нарушения действующего законодательства в сфере образования.
5.3. Член Общественного совета имеет право:
- участвовать в заседаниях Общественного совета;
- избирать и быть избранным в председатели Общественного совета, председатели или члены его комиссий и рабочих групп;
- участвовать в работе постоянных комиссий и временных рабочих групп;
- вносить предложения по повестке дня, порядку ведения заседаний Общественного совета;
- вносить поправки к проектам документов;
- участвовать в прениях, задавать вопросы докладчикам, выступать по мотивам голосования до его проведения;
- требовать постановки своих предложений на голосование;
- вносить предложения о заслушивании на заседании Общественного совета отчета или информации любого органа либо члена Общественного совета;
- взаимодействовать с органами местного самоуправления и руководителями образовательных учреждений;
- пользоваться другими правами, предоставленными ему настоящим Положением.
5. 4. Общественный совет несет ответственность за:
- своевременное принятие и выполнение решений, входящих в его компетенцию;
- принятие решений в соответствии с законодательством РФ;
- своевременное информирование СМИ о состоянии и результатах деятельности Общественного совета и муниципальной системы образования.
6. Организация деятельности Общественного совета
6.1. Организационной формой работы Общественного совета является заседание, которое проводится по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Заседания созываются председателем Общественного совета, а в его отсутствие – заместителем председателя.
6.2. Внеочередные заседания могут созываться по инициативе членов Общественного совета.
6.3. На заседаниях Общественного совета может быть решен любой вопрос, относящийся к компетенции Совета.
6.4. Заседания Общественного совета, как правило, носят открытый характер. Для обсуждения вопросов повестки дня могут быть приглашены лица, заинтересованные в решении вопроса повестки дня или способствующие его решению.
6.5. Заседания считаются правомочными при присутствии на них не менее половины его членов.
6.6. Все решения Общественного совета принимаются путем голосования. Форма голосования (тайная или открытая) устанавливается решением Общественного совета.
6.7. Решение Общественного совета считается правомочным, если за него проголосовало большинство присутствующих на заседании членов.
6.8. Решения Общественного совета подписывает его председатель.
6.9. Решения Общественного совета носят рекомендательный характер и вступают в силу в день их принятия, если иное не указано в самом решении.
6.10 Решения Общественного совета доводятся до всех заинтересованных организаций, учреждений, физических лиц и общественных организаций, средств массовой информации.
7. Делопроизводство Общественного совета
7.1. Работа Общественного совета осуществляется по плану, который формируется сроком на один календарный год, согласовывается с директором департамента и утверждается решением Общественного совета. Утвержденный план работы размещается на официальном сайте департамента.
7.2. Каждое заседание Общественного совета оформляется в 5-дневный срок протоколом, который ведется секретарем и подписываются председателем Общественного совета.
7.3. Общественный совет направляет директору департамента ежегодный отчет о своей работе не позднее 20 января года, следующего за отчетным.
7.4. По итогам оценки эффективности деятельности Общественного совета директором департамента может быть поставлен вопрос о прекращении его деятельности.