Советы выпускникам
- Перед экзаменами высыпайся, максимально сократи время пребывания в социальных сетях и в видеоиграх, побольше двигайся и бывай на свежем воздухе, не сиди на диете - тебе важно быть в хорошем физиологическом состоянии. Это поможет твоему мозгу наиболее успешно функционировать на экзамене.
- Исследуй свое волнение, пойми его. Чего именно ты боишься, что вызывает у тебя наибольшее беспокойство? Ты это с кем-то обсуждал(а)? Проговори вслух свои страхи, скажи, о чем переживаешь. Попробуй оценить, не преувеличены ли твои опасения. Продумай и обсуди с кем-то, кому ты доверяешь, свои действия.
Можешь воспользоваться телефоном доверия 8 (800) 200 01 22. - Обрати внимание на то, что у тебя уже есть какие-то собственные проверенные, знакомые способы, позволяющие взять эмоции под контроль. Вспомни учебные ситуации или события в личной жизни, когда ты испытывал(а) сильное волнение. Удавалось ли тебе хотя бы немного успокоиться? Что этому помогало? Тебе надо отвлечься или, наоборот, сосредоточиться? Как ты справляешься с тревогой на контрольных? Поможет ли тебе, если ты выйдешь, немного пройдешься, умоешься? Вспомни все способы, которые ты используешь для снижения волнения.
- Контролируй свой внутренний диалог, то есть то, каким тоном и что именно ты говоришь самому себе. Часто волнение связано с очень критическим и недобрым внутренним диалогом. Вспомни, что ты мысленно говоришь себе, если сталкиваешься с неудачей. Ты себя ругаешь, осуждаешь? Говоришь себе «не обращай внимания»? Оба эти способа не конструктивны. Вместо этого мысленно поддержи себя: признай, что тебе тяжело, мысленно скажи что-то доброе в свой адрес, поддержи сам(а) себя. Если сразу не получается сменить содержание внутреннего диалога с собой, меняй сначала скорость, громкость, тон своей внутренней речи. Пробуй сказать себе что-то привычное мягче, ласковее, внимательнее. Будь на своей стороне.
- Ты можешь выбрать какие-то варианты поступления, для которых хватит твоих баллов. Если твои результаты оказались ниже порогового уровня, ты можешь действовать как девятиклассник - пойти в техникум или колледж. Если специальность в колледже или техникуме такая же, как в вузе, то после окончания колледжа ты можешь поступить в вуз, даже не сдавая ЕГЭ. Если ты сдал ЕГЭ выше порогового уровня, но не на том уровне, как требует желаемый вуз, ты можешь посмотреть, какие вузы примут тебя на бюджетное отделение с твоими баллами. Вполне возможно, что найдутся варианты, которые тебя устроят.
- Ты можешь посвятить следующий год подготовке к пересдаче ЕГЭ. Как можно чаще проходи тренировочные ЕГЭ, это очень помогает подготовке. Используй время себе на пользу.
- Ты можешь начать работать. Это даст тебе хороший жизненный опыт, заработок, поможет лучше справляться с трудностями и понять, чем ты хочешь заниматься в жизни. Если твои профессиональные предпочтения остались такими же, как в 11 классе, обязательно готовься пересдать ЕГЭ
- Если тебя призовут в армию. Не паникуй. Почитай советы о том, как к этому подготовиться, например, на сайте https://army-blog.ru/10-sovetov/ Посоветуйся с теми, кто уже отслужил. Верь в себя и уважай себя. Отслужив в армии, ты станешь взрослее и сильнее.
- Не замыкайся в себе. Обсуди свои переживания с любым близким человеком. Если ты не хочешь доверять это кому-то из знакомых, ты можешь воспользоваться телефоном доверия: 8 (800) 200 01 22 – здесь все анонимно.
- Помни о ЕГЭ, когда учишься, но учись не ради ЕГЭ.
- Учись осмысленно и действуй себе на пользу.
- Занимайся регулярно: чем чаще ты повторяешь какие-то действия, тем лучше ты их осваиваешь.
- Тренируйся, пробуй.
- Когда пройдешь пробные экзамены, подумай, чем объясняются твои ошибки и правильные ответы. Спроси учителей и выпускников предыдущего года о типичных ошибках на ЕГЭ. Избавляйся от того, что приводит к ошибкам, и развивай все то, что тебе помогает.
- Дели подготовку на небольшие выполнимые шаги.
- Ставь перед собой конкретные цели, каждую из которых можно достичь за день.
- Используй приемы быстрого освоения материала.
- Освой приемы совладания с волнением. Используй поддержку и опыт взрослых.
- Избавляйся от «похитителей времени» - блуждания по интернету, видеоигр, длительного пребывания в социальных сетях.
Организация времени
- Садитесь за учебники и конспекты в дневные часы, когда работоспособность наиболее высокая. После сытного завтрака сразу же приступайте к занятиям. Начинайте в 8.30 и делайте перерывы для отдыха на 10–15 минут каждый час.
- Отдыхайте активно: встаньте, походите, сделайте несколько физических упражнений, несложную работу по дому.
- Во время экзаменов спите не менее 9 часов.
- Для сохранения сил и повышения работоспособности организуйте правильное питание. Нельзя садиться заниматься на голодный желудок. Употребляйте больше овощей и фруктов.
- Накануне экзамена прекратите занятия в середине дня. Своевременно ложитесь спать и хорошо выспитесь, чтобы прийти на экзамен с ясной головой и хорошей памятью.
- После сдачи одного экзамена не следует сразу же начинать подготовку к следующему. Остаток экзаменационного дня — время для разрядки, для снятия напряжения, восстановления сниженной трудоспособности.
Приемы запоминания
- Постоянно тренируйте свою память. Выделите для этого 20–25 минут в день. Учтите, что продуктивность запоминания меняется в течение дня. Память наиболее цепкая и острая между 8 и 12 часами. Затем продуктивность запоминания начинает постепенно снижаться, а с 17 часов снова медленно растет и при отсутствии значительного утомления достигает высокого уровня в вечернее время (примерно к 19 часам).
- Проявляйте интерес к запоминаемой информации. Старайтесь расширять свой кругозор. Чем больше человек знает, тем лучше запоминает.
- Старайтесь придавать запоминаемому материалу эмоциональную окраску, вызывая у себя определённые чувства. Информация, которая вам безразлична, плохо запоминается.
- Хорошо запоминается то, что понятно. Все законы, правила, формулы сначала должны быть поняты, и лишь после этого их можно заучивать дословно.
- Наиболее целесообразно сблизить момент первого повторения материала и момент его первичного восприятия. Такое сближение предотвращает забывание. Если полученная информация не используется в течение трех дней, то 70% её забывается.
- Начинайте запоминать материал с самого трудного раздела, стараясь отделить главное от второстепенного.
- Старайтесь представить запоминаемую информацию в виде схем, опорных сигналов. Проговаривайте эту информацию про себя и вслух, при помощи движений и при помощи ассоциаций.
- Составляйте планы конкретных тем и держите их в уме, а не зазубривайте всю тему полностью, от и до. Пишите шпаргалки в виде краткого, тезисного изложения материала, но, идя на экзамен, не забудьте оставить продукты своего творчества дома.
- Будьте настойчивы и упорны, добивайтесь полного и прочного запоминания материала.
Советы выпускникам: стабилизация эмоционального состояния
- Научитесь сбрасывать напряжение — мгновенно расслабляться. Для этого надо овладеть навыками аутотренинга.
Сядьте удобно, закройте глаза. Спина прямая, руки лежат на коленях. Сосредоточьтесь на формуле «Я спокоен». Мысленно повторите 5–6 раз: «Правая рука тяжёлая».
Затем повторите исходную формулу: «Я спокоен».
Затем снова 5–6 раз произнесите формулу: «Левая рука тяжёлая».
Снова повторите мысленно: «Я спокоен. Я готов, я собран, я уверен в успехе!»
Для того чтобы привести тело в исходное состояние, сожмите кисти в кулаки и откройте глаза, сделав глубокий вдох и выдох.
- Давайте отдых своей нервной системе. Лучший отдых для нервной системы — сон, в том числе и кратковременный дневной (от 5 до 30 минут).
- Важным резервом в стабилизации своего эмоционального состояния является совершенствование дыхания.
- В случае сильного нервного напряжения перед началом экзамена нужно сделать вдох и затем глубокий выдох — вдвое длиннее вдоха. Такой способ ритмичного дыхания помогает снять не только «предстартовое» волнение, но и напряжение после стресса, помогает расслабиться перед сном. Мобилизующее дыхание помогает преодолеть вялость и сонливость при утомлении, способствует быстрому переходу от сна к бодрствованию, активизирует внимание.
Ритмичное четырехфазовое дыхание
Для выполнения этого упражнения достаточно удобно сесть, распрямиться и положить расслабленные руки на колени.
Первая фаза (4–6 секунд). Глубокий вдох через нос. Медленно поднимите руки вверх до уровня груди ладонями вперед. Сосредоточьте свое внимание в центре ладоней и почувствуйте сконцентрированное тепло (ощущение «горячей монетки»).
Вторая фаза (2–3 секунды). Задержка дыхания.
Третья фаза (4–6 секунд). Сильный, глубокий выдох через рот. Выдыхая, нарисуйте перед собой в воздухе вертикальные волны прямыми руками.
Четвертая фаза (2–3 секунды). Задержка дыхания.
Дышите таким образом не более 2–3 минут.
- Небольшим и простым приемом саморегуляции эмоционального состояния может послужить способ «сосчитать до десяти, прежде чем начать действовать».
Упражнение для снятия стресса
Этот комплекс очень прост и эффективен. Для его выполнения вам не потребуется ничего, кроме стены
- Нахмурьте лоб, сильно напрягите лобные мышцы на 10 секунд; расслабьте их тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее, напрягая и расслабляя лобные мышцы с интервалом в 1 секунду. Фиксируйте свои ощущения в каждый момент времени.
- Крепко зажмурьтесь, напрягите веки на 10 секунд, затем расслабьте — тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее.
- Наморщите нос на 10 секунд. Расслабьте. Повторите быстрее.
- Крепко сожмите губы. Расслабьте. Повторите быстрее.
- Сильно упритесь затылком в стену, пол или кровать. Расслабьтесь. Повторите быстрее.
- Упритесь в стену левой лопаткой (потом правой), пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее.
Советы выпускникам: как вести себя во время экзамена
- Необходимо явиться в пункт сдачи экзамена, не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт и несколько (про запас) гелевых ручек с черными чернилами.
- Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть об окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста.
- Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
- Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься; не останавливайся на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и чётко, и ты войдешь в рабочий ритм. Таким образом ты освободишься от нервозности и вся твоя энергия будет направлена на более трудные вопросы.
- Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
- Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к попыткам понять условия задания «по первым словам» и достроить концовку в собственном воображении. Это приведет к досадным ошибкам в самых лёгких вопросах.
- Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь всё, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в работе над одним заданием (уже, допустим, решённом тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект: забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не под силу). Думай только о том, что каждое новое задание — это шанс набрать очки.
- Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном–двух вариантах, а не на всех пяти–семи (что гораздо труднее).
- Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведённого времени пройтись по всем легким заданиям («первый круг»). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить («второй круг»).
- Проверяй! Оставь время для проверки своей работы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
- Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.
- Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности. Количество решённых тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.
Психологическая готовность к ЕГЭ, скачать(.pdf)
Чем родители могут помочь выпускникам?, скачать(.pdf)