Полезная информация
Формы музейной работы в образовательном учреждении
Цель музейной деятельности образовательного учреждения – способствовать формированию чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, а также гордости за свое Отечество. Важно и чувство сопричастности прошлому и настоящему своей малой Родины.
И всё же, несмотря на старания музейных педагогов, дети без особого интереса идут в музей, а, участвуя в экскурсии, не всегда могут сосредоточиться. Это не удивительно, поскольку школьники не подготовлены к постижению скрытого смысла окружающих их старинных вещей, к восприятию во многом условного музейного языка. Как пишут специалисты, «привести детей в музей и ожидать от них полноценного восприятия музейной информации - дело наивное и безнадежное. Это все равно, что надеяться на то, что человек, впервые взявший в руки скрипку, кисть или глину, начнет создавать шедевры».
Традиционные экскурсии, музейные занятия, игровые и интерактивные приемы музейной педагогики дают возможность экскурсанту самостоятельно извлекать заложенную в предметах информацию и делать собственные выводы.
Музейный педагог, работающий в учреждении образования, чаще всего обращается к традиционным педагогическим приемам – экскурсии, игре, викторине, музейному уроку, технологии коллективных творческих дел. Основной задачей музейного педагога становится стремление увлечь обучающегося миром старины, научить видеть, замечать взаимосвязи исторических эпох и осознавать глубокую причастность каждого к прошлому и настоящему родного края. Музейная экскурсия является также эффективным средством развития наблюдательности у школьников, чья познавательно-творческая активность, как правило, основана на наблюдениях, а также приучает юных посетителей к правильному взаимодействию с памятниками культуры внутри особого музейного пространства.
Так называемые авторские экскурсии позволяют специалисту по-своему раскрыть материал экскурсии, обращаясь к инновационным методическим приемам: экскурсиям-исследованиям, экскурсиям-путешествиям, экскурсиям-спектаклям. Потребность школьника в выражении чувств активизируется включением в музейно-педагогический процесс разнообразных информационных средств: видеофильмов, художественных презентаций, литературных фрагментов, произведений живописи, фото, музыкальных записей, а также приемов творческого самовыражения детей.
К настоящему времени в музейной практике образовательных учреждений утвердилось немало эффективных форм музейной коммуникации, сочетающих традиции и инновации:
- занятия – экскурсии (близкие традиционной музейной экскурсии);
- интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях;
- занятия в форме соревнований и игр, конкурсов, викторин;
- занятия - исследования (атрибуция, анализ первоисточников, составление комментария) и занятия – беседы.
Понятие интерактивности вошло в музейный оборот из сферы информационных технологий. Подобный метод коммуникации музейная педагогика именует как действия с «включенными» руками (hands-onactivities). В их состав входят игровое взаимодействие посетителей друг с другом и с педагогом, ролевые игры и поддержка самостоятельной поисковой активности посетителей (например, с помощью путеводителей с заданиями).
ЭКСКУРСИИ, ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ
- Организация и проведение парных экскурсий, которые включают два посещения. Первое – посещение тематической экспозиции школьного музея или выставки в музеях образовательных учреждений г. Ярославля (общее знакомство с темой). Вторая экскурсия – посещение одного из музеев города или экскурсия на исторически памятное место (углубление и закрепление знаний).
Примерные темы парных экскурсий: «Древние сказы ярославских храмов» (1 - школьный музей, 2 - Визит–центр детской библиотеки им. Ярослава Мудрого); «Ярославский соловей» – выдающийся русский певец Л.В.Собинов (1 – рассказ – презентация о жизни певца, прослушивание записей; 2 - посещение Дома - музея Л.В.Собинова). - Интерактивная экскурсия, в процессе которой посетители получают сведения о данном явлении (тематическая экскурсия), а также имеют возможность рассмотреть, потрогать, испробовать в действии музейные экспонаты (как правило, копии, макеты).
Примерная тематикадля интерактива:«Любимые вещи моей бабушки» (для младших школьников); «Техника ХХ века»; «Русская изба» (утварь для стола, кухни, для русской печи; одежда и т.п.).
ИГРЫ
- «Угадай город». У каждой местности – свои обычаи. Давайте сделаем веселое задание: каждой команде – по 2 герба городов ЯО (раздаются фото). Найдите на предложенной схеме название городов по их гербу и попробуйте изобразить без слов (жестами, сценкой) символы этих городов (напр., Олень-Ростов, Пара плывущих рыб – Рыбинск и т.п.). Другая команда определяет название города.
- «Я люблю Ярославль». Игра помогает вспомнить памятные места Ярославля и события, с ними связанные, расширяет кругозор и тренирует память. Если играют подростки, можно предложить им найти на карте города Ярославля памятное место, изображенное на паре их карточек, вспомнить свои впечатления, если кто-то из присутствующих посещал его.
- «Дострой свое здание»- составление крупного (А3) фото знаменитых храмов из пазлов. Вначале – знакомство с архитектурными деталями (их показ и название, напр. глава или крыльцо).