> Музеи образовательных учреждений города Ярославля > Полезная информация

Полезная информация

Формы музейной работы в образовательном учреждении

Цель музейной деятельности образовательного учреждения – способствовать формированию чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, а также гордости за свое Отечество. Важно и чувство сопричастности  прошлому и настоящему  своей малой Родины.

И всё же, несмотря на старания музейных педагогов, дети без особого интереса идут в музей, а, участвуя в экскурсии, не всегда могут сосредоточиться. Это не удивительно, поскольку школьники не подготовлены к постижению скрытого смысла окружающих их старинных вещей, к восприятию во многом условного музейного языка. Как пишут специалисты, «привести детей в музей и ожидать от них полноценного восприятия музейной информации - дело наивное и безнадежное. Это все равно, что надеяться на то, что человек, впервые взявший в руки скрипку, кисть или глину, начнет создавать шедевры».

Традиционные экскурсии, музейные занятия, игровые и интерактивные приемы музейной педагогики  дают возможность  экскурсанту самостоятельно извлекать заложенную в предметах информацию и делать собственные выводы.

Музейный педагог, работающий в учреждении образования, чаще всего обращается к традиционным педагогическим приемам – экскурсии, игре, викторине, музейному уроку, технологии коллективных творческих дел.  Основной задачей музейного педагога становится стремление увлечь обучающегося миром старины, научить видеть, замечать взаимосвязи исторических эпох и  осознавать  глубокую причастность каждого к прошлому и настоящему родного края. Музейная экскурсия является также эффективным средством развития наблюдательности у школьников, чья познавательно-творческая активность, как правило, основана на наблюдениях, а также приучает юных посетителей к правильному взаимодействию с памятниками культуры внутри особого музейного пространства.

Так называемые авторские экскурсии позволяют  специалисту по-своему раскрыть материал экскурсии, обращаясь к инновационным методическим приемам: экскурсиям-исследованиям, экскурсиям-путешествиям, экскурсиям-спектаклям. Потребность школьника в выражении чувств активизируется включением в музейно-педагогический процесс разнообразных информационных средств: видеофильмов, художественных презентаций, литературных фрагментов, произведений живописи, фото, музыкальных записей, а также приемов творческого самовыражения детей.

К настоящему времени в музейной практике образовательных учреждений утвердилось немало эффективных форм музейной коммуникации, сочетающих традиции и инновации:

  • занятия – экскурсии (близкие традиционной музейной экскурсии);
  • интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях;
  • занятия в форме соревнований и игр, конкурсов, викторин;
  • занятия - исследования (атрибуция, анализ первоисточников, составление комментария) и  занятия – беседы.

Понятие интерактивности вошло в музейный оборот из сферы  информационных технологий. Подобный  метод коммуникации музейная педагогика именует  как действия с «включенными» руками (hands-onactivities). В их состав входят игровое взаимодействие посетителей друг с другом и с педагогом,  ролевые игры и поддержка самостоятельной поисковой активности посетителей (например, с помощью путеводителей с заданиями).

ЭКСКУРСИИ,  ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ

  1. Организация и проведение парных экскурсий, которые включают два посещения. Первое – посещение тематической экспозиции школьного музея или выставки в музеях образовательных учреждений  г. Ярославля (общее знакомство с темой). Вторая экскурсия – посещение одного  из музеев города или экскурсия на исторически памятное место (углубление и закрепление знаний).
    Примерные темы парных экскурсий: «Древние сказы ярославских храмов» (1 - школьный музей, 2 - Визит–центр детской библиотеки им. Ярослава Мудрого); «Ярославский соловей»  –  выдающийся русский певец  Л.В.Собинов (1 – рассказ – презентация о жизни певца, прослушивание записей; 2 - посещение Дома  - музея Л.В.Собинова).
  2. Интерактивная экскурсия, в процессе которой посетители получают сведения о данном явлении (тематическая экскурсия), а также имеют возможность рассмотреть, потрогать, испробовать в действии музейные экспонаты (как правило, копии, макеты).
    Примерная тематикадля интерактива:«Любимые вещи моей бабушки» (для младших школьников); «Техника ХХ века»; «Русская изба» (утварь для стола, кухни, для русской печи; одежда и т.п.).

 

ИГРЫ

  1. «Угадай город».   У каждой местности – свои обычаи. Давайте сделаем веселое задание: каждой команде – по 2 герба  городов ЯО (раздаются фото). Найдите на предложенной  схеме название городов по их гербу и попробуйте изобразить  без слов (жестами, сценкой) символы этих городов (напр., Олень-Ростов, Пара плывущих рыб – Рыбинск и т.п.). Другая команда определяет название города.
  2. «Я люблю Ярославль». Игра помогает вспомнить памятные места Ярославля и события, с ними связанные, расширяет кругозор и тренирует память. Если играют подростки, можно предложить им найти на карте города Ярославля памятное место, изображенное на паре их карточек, вспомнить свои впечатления, если кто-то из присутствующих посещал его.
  3. «Дострой свое здание»- составление  крупного (А3) фото знаменитых храмов из пазлов. Вначале – знакомство с архитектурными деталями  (их показ и название, напр. глава или  крыльцо).